Консультация для родителей:
«День Великой Победы. Поговорим с ребёнком о войне».
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.
Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с пяти - шестилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.
Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?
Правда о войне должна исходить от любимого, авторитетного взрослого. И рассказывать о войне надо, как в первый и последний раз. Прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, никто лучше о войне не скажет. С ребенком следует поговорить об этом. Старик и ребёнок всегда найдут, о чём поговорить, всегда услышат друг друга. Мальчикам будет интересно узнать о военной технике, о военных действиях, о знаменитых людях, отличившийся на войне. Девочкам интересно знать о героических подвигах женщин, во время войны. И ребёнок запомнит. Навсегда. И своим детям передаст ту эстафету, тот негасимый огонь.
Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. В вашем доме хранятся старые вещицы - молчаливые свидетели исторических событий. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: осколок, который в госпитале вытащили из ноги деда, военный ремень и трофейный бинокль. Дайте малышу полюбоваться этими сокровищами, потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню возникших вопросов. Возможно, вам придется еще раз рассказать о боевом прошлом деда.
Пусть дедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее. Найдите фронтовые фотографии деда. Обратите внимание малыша на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке. Начните рассказ: «Очень давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Но дедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин, дали им отпор – отправились на фронт защищать Родину. Несколько раз дедушка был ранен. Но потом поправлялся и вновь возвращался в строй. Наш дед дошел до самого вражеского логова. И всех победил». Постепенно история отдельно взятой семьи тесно переплетется, сомкнется с историей страны. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали.
Наилучший способ рассказать ребенку о войне – пройтись с ним по памятным местам: к памятникам, Братским могилам, местам сражений.
Возложить цветы к Вечному огню и прочитать вместе надписи на памятных плитах, тем самым подав пример. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне. Посетить музеи ВОВ, где ребенок сможет не только услышать о войне, но и посмотреть старинные вещи, оружие, письма солдат. Показать скульптуру Вучетича, советского солдата со спасённой немецкой девочкой на руках, показать красную звёздочку на братской могиле, и тихо, убеждённо сказать: «Сынок, доченька, это ваше, родное, кровное, не имеете право мимо равнодушно пройти! Берегите святыню, храните, в сердце!
Обязательно нужно сделать акцент на том, что все эти герои, когда-то были такими же обычными гражданами страны, как каждый из нас. Их никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя ответственность за будущее и били врага ради наших жизней.
Обычно дети представляют себе войну, как отдельно взятое событие на поле боя, где есть линия фронта. Враги и наши по разные стороны. Все стреляют до победного конца, как в детской игре. Детям обязательно нужно рассказать кто такие фашисты и кто такие немцы.
Немцы - враги, но это не совсем так. Враги - фашисты, а простые немцы — это такие же люди, как мы, и тоже пострадали от этой войны. Кто же такие фашисты?
Гитлер, члены его партии и его соратники были фашистами. Они ведь не просто решили повоевать с нашей страной. Их целью было завоевание Советского Союза, так раньше называлась наша страна, и присоединить к своей маленькой Германии, а всех нас сделать рабочими, которые должны были трудиться на благо фашизма. Весь народ поднялся на защиту своей страны, своего отечества. Но люди сражались не только на фронте, но и в тылу. Они трудились днями и ночами, изготавливая снаряды и оружие для армии. Растили хлеб. Эти люди тоже ветераны прошедшей войны. И не зря эта война называется Великой Отечественной войной.
Стоит не только рассказывать ребенку о войне, но и показывать ему фильмы и книги на военную тему. Помимо известных детских книг, таких, как «Мальчиш-Кибальчиш» А. П. Гайдара, «Сын полка» В. П. Катаева, «Дорогие мои мальчишки» Л. А. Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л. Ф., ребенку постарше можно показывать вполне «взрослые» фильмы о войне – «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Отец солдата». Фильмы про войну теперь большая редкость на экранах телевизоров, а встречи с ветеранами раз в год - перед праздником и их становится все меньше и меньше, да и эти встречи дети воспринимают просто как праздник, где обычно они выступают с концертом и дарят ветеранам цветы.
Читайте о войне, о подвиге, о славе, приучайте к труду, заботе о ветеранах. Сами подавайте пример. Не от случая к случаю, а каждый день. Вы не только расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите возможность ему гордиться и уважать своих прабабушек и прадедушек, дедушек и бабушек. Вода камень точит.
С уважением, педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна.
Рекомендации родителям
по формированию психологической готовности детей к школе.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка. Педагоги и родители прилагают множество усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для взрослых.
Подготовка детей к школе не может и не должна ограничиваться только лишь одним обучением ребенка. Порой родители так много уделяют внимания внешней стороне подготовки, буквально изматывая ребенка чистописанием, чтением и т.д. Именно в такие моменты специалисты должны помощь родителям подготовить ребенка к школе.
Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения. Все компоненты тесно связаны между собой, представляют ассиметричную гармонию, могут компенсировать развитие друг друга.
Готовность в сфере общения. Необходимо развивать у детей:
- умение налаживать контакты с другими. Это умение способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям;
- умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- осознание собственных успехов и неудач в отношении общей цели совместной деятельности.
Эмоционально-волевая готовность ребенка:
Главный акцент в ее развитии взрослые должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
-
не бояться трудностей;
-
стремиться преодолеть их;
-
не отказываться от намеченной цели.
В психологической готовности к школе все стороны переплетены, смешаны. Эмоционально-волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа. Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться, и т.д.
Как развивать волевую готовность к школе?
-
Повышать самостоятельность и ответственность ребенка (закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение).
-
Учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
-
Развивать самоконтроль – использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите…».
-
чаще использовать игровую мотивацию; оценку со стороны сверстников;
-
развивать стремление действовать по моральным мотивам;
-
соблюдать постепенность в высказывании требований;
-
развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
Мотивационная готовность:
Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
-
положительных представлений о школе;
-
желания учиться в школе, чтобы знать и уметь много нового;
-
сформированности позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
-
Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
-
Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
-
Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:
-
расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
-
воспитывайте интерес к содержанию занятия, к получению новых знаний;
-
на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
-
воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
-
никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
А самое главное, не запугивайте ребенка школой. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
Таким образом, можно сказать, что детский сад выполняет всестороннюю подготовку детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия.
В семье дополняют знания детей, полученные в детском саду, в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника.
С уважением, педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна.
ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ В СВОЕМ СОСТАВЕ ИНВАЛИДОВ
Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка.
Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей-инвалидов характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям-инвалидам, но и к их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают.
Цель психолого-педагогического сопровождения в ДОУ семьи, воспитывающей ребенка-инвалида – оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с особыми возможностями здоровья в социум.
При осуществлении взаимодействия с родителями педагоги и специалисты руководствуются рядом принципов:
- индивидуально-ориентированный подход к каждой семье;
- соблюдение морально-этических норм в общении с каждой семьей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями;
- конфиденциальность в общении специалистов с родителями;
- своевременное оказание коррекционно-педагогической помощи ребенку и его семье с момента поступления в дошкольное учреждение;
- равноправное партнерство с семьей;
- комплексный подход в системе психолого-педагогической помощи семьям, осмысленный взаимообмен информацией в процессе сотрудничества педагогов и специалистов.
Для осуществления дифференцированного подхода при работе с родителями учитывается своеобразие условий жизни каждой семьи, возраст родителей, уровень их подготовленности в вопросах воспитания, готовность к сотрудничеству с ДОУ. Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
Дети, имеющие проблемы в развитии – сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. У родителей необходимо формировать правильное понимание особенностей развития детей-инвалидов. Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильноорганизованного воспитания ребенка. Помощь детям-инвалидам требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.
Конечной целью комплексной, системной работы является создание позитивных ценностно-смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребенка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических недостатков малыша и полноценное развитие его личности в дошкольный период.
Комплексное сопровождение семьи ребенка-инвалида решает множество задач:
- установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и практической взаимопомощи друг другу;
- повышение компетентности родителей в области коррекционной педагогики, пробуждение интереса и желания заниматься со своим особым ребенком;
- формирование навыка наблюдения за ребенком и умения делать выводы, видеть проблемы и маленькие «победы» своего малыша;
- помощь в усвоении родителями уверенного, доброжелательного, спокойного стиля общения с целью обеспечения ребенку чувства комфортности, поддержки в домашних условиях;
- воспитание потребности у родителей обращаться за квалифицированной помощью к специалистам в вопросах коррекции и воспитания, социальной защиты, медицинской и юридической поддержки семьи ребенка-инвалида.
Сопровождение семьи «особого ребенка» в детском саду – это комплекс педагогических, коррекционных, психологических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой организованное тесное взаимодействие сопровождающих (специалисты детского сада, воспитатели, медицинские работники, администрация ДОУ) и сопровождаемых (дети-инвалиды, их родители или законные представители).
Психологическое здоровье дошкольников
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.
В качестве одной из составляющих здоровья ребенка в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития в процессе его жизнедеятельности.
Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОО, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.
Каковы же условия приобретения и сохранения психологического здоровья детьми?
Если в младенчестве основное влияние на развитие личности малыша осуществляется матерью, в раннем возрасте существенную роль играет эмоционально и физически доступный отец, то в дошкольном детстве на ребенка воздействует семейная система в целом. Для нормального развития ему необходимо уже не только собственное общение с матерью и отцом, но и наличие теплых, доброжелательных отношений между родителями. Конфликтные взаимоотношения или их крайний вариант – развод нарушают процесс идентификации. Кроме того, важен и опыт общения с воспитателями детского сада, который ляжет в основу восприятия ребенком последующих чужих значимых фигур.
Важны также и следующие условия:
1. Содействие формированию активности ребенка, которая особо необходима ему для саморегуляции. Очень важно, чтобы в сензитивный период активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения. Неадекватная организация блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.
2. Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта абсолютно неверно.
3. Всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.
4. Наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка, когда он получает возможность приобщиться к идеалам взрослых, их жизненным устремлениям и соответственно этому строить свое миропонимание.
Работа, связанная с сохранением психологического здоровья, включает в себя несколько этапов: диагностику, определение какому уровню психологического здоровья соответствует ребенок, групповую, психопрофилактическую или индивидуальную коррекционную работу и заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий. При этом следует отметить, что положительный результат возможен только в том случае, если имеются определенные психолого-педагогические условия, обеспечить которые могут окружающие ребенка, взрослые – педагоги и родители.
Родители должны преследовать цель формировать у детей такие качества, как:
А) Умение любить себя и другого человека.
Б) Личностная рефлексия.
В) Потребность в саморазвитии.
Как можно научить любить себя и другого человека?
Прежде всего, ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение к себе. А для этого по возможности нужно акцентировать внимание на тех позитивных качествах, которые вы в нем замечаете. К сожалению, взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах. А поскольку в словаре взрослых преобладает негативная лексика. Ею активно пользуется и ребенок, он просто не умеет словами «погладить» другого. Здесь можно использовать такую игру: ребенку предлагается подойти к другому ребенку или члену своей семьи и, глядя ему в глаза, закончить фразу: «Мне в тебе нравится...»
Важно отметить, что общение в семье должно строиться не по типу «родитель - ребенок», а по типу «взрослый - взрослый». То есть похвала не должна быть высказана с позиции родителя. Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я уверен, что ты сможешь сделать это», «Ты придумал, как сделать, чтобы у тебя получилось» и т.п.
Следующее важнейшее направление сохранения психологического здоровья детей – содействие развитию у них рефлексии. Старших дошкольников полезно побуждать к содержательному оцениванию результатов своих учебных действий, т.е. рефлексированное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем я шел к этим достижениям, какие трудности я испытывал и как их преодолевал. Необходимо учить ребенка определять границы своего незнания и вырабатывать у него потребность обращаться к различным источникам информации (к взрослым, сверстникам, литературе). И, конечно же, самое главное привить детям потребность самооценивания.
Очень важно, если родитель понимает и может выразить словами чувства ребенка в той или иной ситуации. Так он помогает ребенку лучше понять самого себя и показывает, что понимает его состояние.
Потребностно-мотивационное направление связано с сохранением психологического здоровья детей и предполагает формирование у них потребности в саморазвитии. Это, пожалуй, самое трудное, т.к. связано с собственным развитием родителей.
В каждом детском саду должен работать психолог — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.
Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
С уважением, педагог-психолог Лобова О.И.
Игры с прищепками
Консультация для родителей
Уважаемые родители!
Ребенок живет в игре. Играя, он познает мир, общается с ним, запоминает правила поведения… Важно обеспечить для малыша беспрерывную череду увлекательных занятий и игр, чтобы его активность не замедлялась ни на мгновение. Как же быть, если игрушки уже надоели?
Прищепки – замечательное средство для развития мелкой моторики ребенка.
Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие из вас знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.
Существует великое множество прекрасных игр с прищепками, которые увлекут вашего малыша надолго. Одна из самых любимых — создавать разные фигурки из шаблонов при помощи прищепок.
Вырежьте из плотной бумаги или картона шаблоны солнышка, рыбки, курицы, ежика, колобка ит. п. Научите ребенка прикреплять прищепки к шаблонам, чтобы дополнить картинку (например, сделать лучики у солнышка, хвост курице или колючки у ежика).
Сначала малышу будет трудно прикреплять прищепки, но он с удовольствием будет снимать их. Со временем его пальчики окрепнут, и он полностью включится в эту игру.
Подбирайте специальные прищепки для детей: не тугие и ярких цветов.
Также играя с прищепками, можно заучивать различные стихотворения, тем самым развивая память ребенка. Играть в игры с прищепками очень увлекательно и весело!
Нанизывание прищепок
Если у вас дома имеется много разноцветных прищепок, для интересных игр и занятий этого вполне достаточно. Возьмите на заметку несколько идей, как развлечь ребенка, имея только веревку и прищепки.
Нанизывайте прищепки разных цветов на веревочку.
Чередуйте цвета, создавайте цветовые картинки. Нанизанные прищепки можно использовать в качестве счетов.
Попросите малыша сделать бусы для мамы. Дайте ему веревку – пусть нанизывает прищепки, чередуя их по цветам. Это – одна из лучших пальчиковых игр с прищепками. Готовые бусы можно украсить ленточками или бантиками.
Подвижные и веселые игры
Прищепки хороши и для забавных подвижных игр. Например, поиграйте в игру «Найди прищепку». Прикрепите на своей одежде несколько прищепок, а ваш малыш должен отыскать и снять их за определенное время.
Если в семье два ребенка, устройте «прищепочное состязание»: "Кто больше прикрепит прищепок?"
Если в доме много детишек, развлеките их игрой в салочки с использованием прищепок. Прикрепите каждому ребенку веревочный хвостик, на него прицепите прищепку.
Задача участников: собрать как можно больше прищепок со всех участников. Выигрывает тот, у кого окажется наибольшее количество прищепок.
Игра "Развесь одежду" тоже поможет детям в развитии мелкой моторики рук.
Нужно помнить, уважаемые родители, что развитие мелкой моторики рук очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания.
Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!
С уважением, педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна
Ребенок говорит о себе в третьем лице.
Почему?
"Вот сейчас мама Сашеньку оденет, сейчас возьмет на ручки", - такое обращение к ребенку можно услышать почти в каждой семье, где есть малыш.
Это - как бы некая традиция, по которой принято обращаться к ребенку в третьем лице. И сам ребенок говорит о себе так же: "Дай Маше чаю", "Возьми Наденьку на ручки" т.д.
Считается, что такая форма обращения происходит из-за того, что осознание себя как личности, человека, который может сам что-то хотеть, происходит у ребенка только к концу третьего года жизни. В этом возрасте ребенок впервые понимает, что это именно он, а не какой-то абстрактный Васенька, совершает то или иное действие. И выражается это в том, что он начинает говорить о себе в первом лице: "Я бегаю", "Дай мне". Это возраст, когда ребенок говорит о себе "я", "я сам!" и усиленно отстаивает свою самостоятельность и независимость (так называемый кризис 3-х лет), словно компенсируя то длительное время, когда он говорил о себе в третьем лице. Этот возраст называют "первым трудным возрастом", потому что в это время появляется упрямство, чрезмерное отстаивание собственных позиций, непослушание, капризы. Вероятно, у ребенка в это время происходит некое переустройство самосознания, в результате которого он понимает, что "ребенок Вася - это я".
И вот возникает вопрос, а не только ли под влиянием ли взрослых ребенок на первых годах своей жизни говорит о себе как бы со стороны? Ведь это они, взрослые, называли его по имени, причем именно когда говорили о его желаниях и действиях: "Дать Ане яблоко?", "Костя пойдет гулять". И, что еще важнее, подавали ему пример, говоря так о самом себе (ведь известно, что ребенок учится говорить, слушая, как говорят взрослые).
Однако дети слышат, что взрослые между собой говорят иначе, чем с ними, и постепенно переходят на "взрослый" язык. Ведь детям приходится перестраивать свое самосознание, постепенно приходя к выводу, что тот, кого называли "мальчиком Васей- это и есть я сам.
Надо сказать, что в норме, ребенок должен начать себя называть "я" не позже трех лет, в противном случае есть вероятность предположить умственную отсталость. Норма есть норма. Принято считать, что ребенку легче ориентироваться в том, "кто есть кто", если он часто слышит, как мама называет себя "мамой", папа - "папой", а его самого называют по имени, даже когда о чем-то спрашивают ("Что у Васеньки болит?", "Вася хочет кушать?").
Но не происходит ли обратное? Не создают ли взрослые ситуацию чрезмерной психологической нагрузки, обращаясь к ребенку и называя себя в 3-ем лице?
Может быть, стоит если и не исключить полностью обращение к ребенку в третьем лице, то хотя бы использовать также и другие варианты.
С уважением, педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна.
ИГРЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
«ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА!»
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на игровую деятельность, которая приносит ему удовольствие. Играйте с ребенком больше, не жалейте время, чем больше вы уделяете время игре со своим малышом, тем безболезненно пройдет адаптационный период в детском саду.
Вот несколько игр, которые помогут вам в адаптации.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В любую емкость с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На ручке у ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь, поиграйте с пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Уважаемые родители, чаще играйте со своими детьми!
Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!
С уважением, педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна
ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД?
Вы решили, что Ваш малыш будет ходить в детский садик?
Но вот вопрос - как ребенок сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо неё целый день придётся быть с воспитателем и ещё десятком-другим незнакомых ребятишек, каждый из которых претендует на её внимание? Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Как правило, до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, - она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребёнок далеко не всегда может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Всем нам необходимо помнить, что для ребёнка детский садик является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи.
Мы все гордимся успехами наших детей. И очень хорошо знаем, как порой нелегко даются им (да и нам самим тоже) некоторые или даже большинство из них. Но, пожалуй, самый главный и серьёзный успех в жизни малыша - это правильное и максимально безболезненное вхождение в большой "внешний" мир, который начинается за пределами семьи, квартиры, дома, песочницы во дворе. Вхождение и уже более-менее самостоятельное освоение, передвижение и действие в нём - тоже правильное, осмысленное и познавательное.
Самые первые навыки продолжительного общения со сверстниками, воспитателями, взрослыми, - несомненно, образуют главную основу для дальнейшей социализации ребёнка и успешности его дальнейшей жизни в целом. Поэтому наша с Вами задача, товарищи родители, - совместными усилиями, терпением, предупредительностью, с поддержкой, добротой, вниманием и любовью помочь ребятишкам освоиться в самом начале этой совершенно новой для них дороги, по которой им предстоит идти дальше по жизни - за удачей, успехом и счастьем.
Приходите к нам с удовольствием!!!
Мы вас ждем!!!
С уважением, педагог-психолог, воспитатель высшей категории
Лобова Оксана Игоревна.
Рекомендации родителям
по формированию психологической готовности детей к школе.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка. Педагоги и родители прилагают множество усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для взрослых.
Подготовка детей к школе не может и не должна ограничиваться только лишь одним обучением ребенка. Порой родители так много уделяют внимания внешней стороне подготовки, буквально изматывая ребенка чистописанием, чтением и т.д. Именно в такие моменты специалисты должны помощь родителям подготовить ребенка к школе.
Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения. Все компоненты тесно связаны между собой, представляют ассиметричную гармонию, могут компенсировать развитие друг друга.
I. Готовность в сфере общения. Необходимо развивать у детей:
➢умение налаживать контакты с другими. Это умение способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям;
➢ умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
➢ осознание собственных успехов и неудач в отношении общей цели совместной
деятельности.
II. Эмоционально-волевая готовность ребенка:
Главный акцент в ее развитии взрослые должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
➢ не бояться трудностей;
➢ стремиться преодолеть их;
➢ не отказываться от намеченной цели.
В психологической готовности к школе все стороны переплетены, смешаны. Эмоционально-волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа. Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться, и т.д.
Как развивать волевую готовность к школе?
1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка (закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение).
2. Учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
3. Развивать самоконтроль – использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите…».
➢ чаще использовать игровую мотивацию; оценку со стороны сверстников;
➢ развивать стремление действовать по моральным мотивам;
➢ соблюдать постепенность в высказывании требований;
➢развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
III. Мотивационная готовность:
Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
➢ положительных представлений о школе;
➢ желания учиться в школе, чтобы знать и уметь много нового;
➢ сформированности позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
3. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:
➢ расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
➢ воспитывайте интерес к содержанию занятия, к получению новых знаний;
➢ на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
➢ воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
➢ никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
А самое главное, не запугивайте ребенка школой. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
Таким образом, можно сказать, что детский сад выполняет всестороннюю подготовку детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия.
В семье дополняют знания детей, полученные в детском саду, в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника.
С уважением, педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна.